HMD Bermuda – отсюда уходили жечь Вашингтон. Бермуды

Военно-морская база на Бермудах была главной опорой флота Британской Империи в Западной Атлантике, играла эту почётную роль от обретения независимости Соединенными Штатами и до конца Холодной войны. Со времени наполеоновских войн сохранились доки, крепость и артиллерийская батарея. Все вместе называется Royal Naval Dockyard.

Первыми как морскую базу острова начали использовать в XVI веке французские каперы в борьбе с испанским военным и торговым флотом. Серьёзного значения местам месье не придали, колонизировать не стали, так же как и открывшие острова ранее испанские сеньоры. На то они и английские джентльмены, чтобы осваивать с первого взгляда бестолковые места, которые в будущем приносят отличные дивиденды.

Предпосылкой для возникновения военно-морской базы и верфи были обстоятельства, грозящие верховенству Империи на океанах. Первая причина – война с наполеоновской Францией в Европе. Республика направо и налево раздавала каперские патенты кому нужно и кому в тумбочку закинуть. Армада приватиров подрывала торговлю британских колоний тёплого кокосово-тростникового мирка. Связанная в Европе войной на суше и на море, Британия была не способна эффективно прикрыть сырьевые придатки Вест-Индии. За что её могли наказать. Нехрен было столько нагребать, могло бы возникнуть замечание, но лорды не раз доказывали, что не пальцем деланы и дали ход бобром конём. Но об этом позже.

Вторую западлянку готовили бывшие колонисты, а погодя весьма осмелевшие граждане Североамериканских штатов. Тихой сапой янки, возгордившиеся успехами в войне за независимость, также хотели подорвать морское верховенство Империи. Пользуясь украинским испоконвечным принципом «моя хата скраю…» и принципами мировой торговли, начинающие капиталисты без зазрений поддерживали Наполеона в войне против красных мундиров, и Георга III против оборзевших жабоедов. Европа, сильно подлысевшая в результате суровых войн, нуждалась в качественных лесоматериалах на строительство новых кораблей. Но только корабли идут в пучину быстро, а лес растет десятки лет. Выход из положения предложили хитрые американцы, не перебирая покупателем для своих поленьев. В расчёте, что империи ослабят друг друга и можно будет занять еще немножко места для торговли в Новом своём Мире. Немало раздражало военное ведомство стабильные дезертирства моряков (и так не хватало) с английского флота посредством нейтральных американцев.

Аргументом против французских приватиров был новый флот лёгких и манёвренных кораблей, построенных по примеру бермудских шлюпов. Базой для постройки были выбраны их родные острова. Несмотря на то, что корабли (коих было построено во множестве) были предназначены устранить французскую угрозу, постепенно они перешли в разряд вспомогательных. Англичане оценили их ходовые и грузоподъемные качества для эффективного ухода от противника, и потому лучшей поддержки коммуникаций, доставки важных грузов в разные концы Империи. Чего же ещё Адмиралтейству?

Королевские ВМС начали проектирование и закладку верфи с береговыми укреплениями с 1795 года. Большие корабли долго не могли подойти к базе, пока гидрограф Томас Херд не закончил труд десятка лет по составлению карты прохода через рифовый лабиринт. Фарватером пользуются до сих пор, например, круизные суда заходя в Royal Naval Dockyard. Наш лайнер прошёл путями Томаса в том числе.

Какую роль сыграл труд рабочих и африканских рабов, высаженных для постройки фортов и укреплений (фортов, так как есть и Royal Canadian Naval Base в East End)?  В 1812 году между Великобританией и США началась вторая война. С базы на Бермудах велось дирижирование флотом во время блокады восточного побережья Штатов. Отсюда Королевские ВМС ушли в 1814 жечь Вашингтон, захватывать Мериленд и Балтимор. Бермудские шлюпы-каперы, также не лыком деланы, подбили баланс в 298 американских судов.    

К 1860 была сделана половина работы по обустройству верфи. К концу XIX века на стройке (на финальных стадиях) всё так же ощущалась нехватка рабочей силы. Власти завозили рабочих с островов, где тростниковый бизнес был подорван Американо-Испанской войной. Во время обеих мировых войн базы на Бермудах использовались как перевалочные пункты для трансатлантических конвоев. После закрытия военно-морской базы с 1957 года море и ветер начали разрушать ничейную недвижимость. Со временем власти исправили упущение и в форте начал работать Исторический музей Бермудских островов и ВМС Великобритании.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *