Король карибской бензоколонки. Часть I. Палуба танкера

По сути, танкер – это большая механизированная канистра  для перевозки жидкостей или газов. Самых разных грузов. Суть сводится к размерам и целесообразности. Все, что можно налить или закачать, танкер повезет аж бегом, а ведь были славные времена, когда Ирландским морем ходили танкеры со стаутом «Guiness». Семейство наливного флота начинаясь с малотоннажных речных танкеров, легко проскальзывающих под мостами в верховьях Дуная и Рейна, заканчивается гигантскими супертанкерами способными зайти всего в несколько портов мира. Если мало-  и среднетоннажные ориентированы на широкий ассортимент нефтепродуктов, промышленной и пищевой химии, битума, спирта-виноматериала, пищевого масла и патоки, соков, сюда же  пристраиваются газовозы, то средние и крупнотоннажные перевозят промышленную химию, нефть и нефтепродукты, сжиженные природный и углеводородный газы, а последние гиганты строят под нефть. Все такие разные. Системы и схемы с каждым годом не становятся проще. Пока что не вдаваясь в схему грузовых операций и прочих нюансов, можно на пальцах описать облик самого простого в мире танкера. Благо, далеко ходить не нужно.

Танкер во всей красе в порту Санто-Доминго. 5 минут до Старого города, Доминиканская республика.

Танкер во всей красе в порту Санто-Доминго. 5 минут до Старого города, Доминиканская республика.

Мой последний теплоход один из драгоценных камешков в ларце Компании, с именем красным как кровь и фамилией откопанной в безднах древнеегипетской мифологии. Анукет – так называли богиню плодородия и покровительницу первого порога Нила. Вот так завернули, хотя по опыту, фантазии судовладельцев по тематическому простору не уступают Мировому океану. Таких «братьев и сестер» у Компании  десяток, команда жрецов, и каждый богине более-менее дорог. Переступаем первый порог по пути к неоднозначным открытиям.

Руби драгоценен, к сожалению,  не буквально. Рубин здесь и рядом не валялся, просто вся серия названа именами ценных камней и материалов. К слову, одно из них несет пошлый англоязычный подтекст. Достойное пиратской шхуны слово “jade”  включает смысл: кляча, заезженная лошадь, шлюха, ведьма, негодница, и где-то в конце из геологического словаря становиться ясно что это нефрит. Как семья внешне похожи, но не идентичны. Кто-то больше и с системой инертного газа, другие меньше и без системы напрочь, и все как могут трудятся на благо мифологии и хозяев.
   Среди прочих Руби малый брат. Спущен в 2008 году с китайской верфи. С самого рождения отличился хилым здоровьем,  не успев в полной мере отведать морской воды. Знаменитое китайское качество заметно не сразу, но происхождение бросается в глаза нагромождениями иероглифов с панелей и мануалов. Если на ходовом мостике в плане навигации все приемлемо, на палубе может показаться, что доехав к финалу можно на неопределенное время задержаться. По позитивным отзывам механиков все составлено в «Страх и ненависть машинного помещения».
   С длиной в компактный 101 м и шириной в маневренные 19 Руби славно влезает во многие экзотические порты мира,  дает запредельную возможность побывать как в крайней жопе так и в райском уголке. Во многом этому способствует носовое подруливающее устройство и винт регулируемого шага. Высота от киля  до высшей точки 33 метра, из которых в летнюю осадку заложено 7,1 м, что относительно не мало. Обычная скорость 10,5 узлов на 70%-м провороте никак не вяжется с анималистским символом богини Анукет – газелью. Есть мнение, что пьяные газели задом наперед бегают шустрее. Несмотря на 101 и благодаря 19 надстройка не стеснена как у схожих по габаритам балкеров или general cargo. Внутри места оказывается так и вообще неожиданно и с расстановкой до-ху-я.

«Канистра» рассчитана на 7000 тонн нефтепродукта или химии второго класса, и желательно с температурой вспышки выше 60 градусов, так как системы инертного газа (для уменьшения уровня кислорода) нет.  Грузовые помещения называются танки, и в отличие от балкера, где трюма растянуты на всю ширину, у Руби от носа до кормы 4 пары разделенных в продольной плоскости танков. Еще есть два, в буквальном смысле,  отстойных танка (они же Slop tank’s) для моечных отходов и остатков груза, хотя если нужно, то и туда можно что-то оформить. Но и это еще не все, после постройки над второй парой были установлены два больших контейнера в качестве надпалубных слопов.

Надстройка маленького танкера, два надпалубных слопа, мостик catwalk, трубы торчащие в небо это прерыватели давления/вакуума.

Надстройка маленького танкера, два надпалубных слопа, мостик catwalk, трубы торчащие в небо это прерыватели давления/вакуума.

 На дне каждого танка мертвой тетрисовской гадюкой растянут трубопровод подогрева (название соответствует – змеевик). Пронзив все от бака и до насосного помещения, по оба борта установлены две мощные грузовые трубы с парными отростками в отборные колодцы – это толстая грузовая труба для основной работы и тонкая для зачистки. Как правило, танк полон взрывоопасных и токсичных газов, перманентно страдает нехваткой кислорода, так ему и надо. Туда нельзя лезть, и даже когда вроде все в порядке, все равно нельзя – без письменного разрешения, надлежащей защиты и прочее как тема отдельного разговора.

 Над каждым танком стоит несколько разных по диаметру и назначению люков и трубок: большой люк с вертикальным трапом как лаз внутрь, меньший для отбора проб и постановки вентиляции, специальные трубки для замера пустот, небольшие горловины на уровне палубы для портативных моечных машинок. На каждом танке кабель-трассы ведут к коробкам с датчиками замера давления, уровня пустот, температуры. Почти на всю ширину палубы железных прибамбасов наставлено так, что по прямой не пройти. Достаточно долго мои ноги имели мнение, что это наглое скопище больше  мешало ходить, чем отрабатывало функции.

Палуба танкера: манифольд-кран, catwalk, слоп цистерны, платформа и области манифольдов правого и левого борта.

Палуба танкера: манифольд-кран, catwalk, слоп цистерны, платформа и области манифольдов правого и левого борта.

  Над палубой и вдоль прямо по китайской середине, то есть с некоторой ошибкой лево-право, от первых танков до насосного помещения протянут пучок крупнокалиберных труб поделенных на  3 грузовых  магистрали (они же манифольды), водную и пенную пожарные магистрали, завернутые в “фуфайки и одеяла” трубы подогрева, моечную магистраль, систему и стойки прерывателей давления/вакуума, кабель-трассы. Зеленая, как и вся палуба, стена значительной высоты и ширины не имеет смысла без Руби, а он без неё. На миделе (где-то посредине и поперек) на оба борта к рабочим платформам выведены отростки манифольдов с фланцевыми соединениями. Здесь грузовую систему танкера соединяют с нефтетерминалом (или другим судном) посредством крепкого резинового шланга или через подвижные металлические трубы – marine loading arm (только терминал).

Матрос проверяет давление груза на манифольде правого борта. Оп-па оп-па, нарушаем, нарушаем ISGOTT. Чего не сделаешь ради читателя.

Матрос проверяет давление груза на манифольде правого борта. Оп-па оп-па, нарушаем, нарушаем ISGOTT. Чего не сделаешь ради читателя.

Итак, умножим свалку железа из фланцев, вентилей, датчиков, трубок, манометров на количество танков. Добавим то, что постоянно нужно перешагивать и обходить шпангоуты, они ведь тоже сверху. Добавим все трубы, патрубки, коленья – в результате без навыков пройти быстро и безопасно невозможно. Сперва что-то одно. Мои набитые ноги не ошибаются. Можно быстро с риском разбить голову. Можно быстро, но как примат с дерева на дерево. Поэтому над трубами для нормального доступа к баку от надстройки установлен узкий мостик (catwalk) с трапами к бортам. На миделе он проходит через просторную рабочую платформу по периметру которой храниться арсенал полезных вещей, так как это одно из немногих мест где что-то  может храниться на маленьком танкере. С мостика можно залезть на гидравлический кран, у каждого танкера есть как минимум один. Известно для чего он нужен балкеру или контейнеровозу-универсалу. Танкерный кран в основном обслуживает область манифольда, также с его помощью матросы устанавливают сходню, кранцы и грузят снабжение. Архиважное приспособление, хотя всего на 5 тонн.

Важным звеном грузовой системы, если это не Framo cargo pumping system, считается насосное отделение. Большой и глубокий пробел между отстойными танками и Машинным помещением, где трубы с клапанами размещены в основном у переборок и где-то в  глубокой жопе установлены ревущие на выгрузке насосы. С первого взгляда там много места, я бы даже сказал – черта с два как много, если нужно корячиться под пайолами! Памповня – звучит как имя староверов, помещение вход в которое должно благословляться как и в танки, а на Framo танкерах её просто нет. Вот уж мне, скандинавские язычники.

В теории по танкам можно раскидать как один, так и несколько разных видов груза. Чтобы при этом не смешивать, используется три отдельных манифольда  по которым все течет к или от нас. Чтобы соблюдать те же заветы кошерности к каждому прилагается отдельный насос. Затем все можно выдать получателю как было или замешать прямо на борту из имеющихся ингредиентов нефтепродукт другого  качества. Современные химовозы могут брать десятки видов химии и каждый будет загружен отдельным манифольдом. В этом эпизоде «особо продвинутым» химикам не позавидуешь.
На баке с первого взгляда все как заказывали. Как должны быть у человека ручки и ножки, так должны быть у обычного парохода два брашпиля  с якорями, лебедки с концами. На швартовке станет очевидным, что из-за просчетов в установке направляющих роульсов общепринятые схемы правильной работы с канатами и реальная практика не всегда уживаются одновременно,  якорь сам как следует не уложиться, да и вообще за всем нужен глаз да глаз.

Спасательные средства танкера: шлюпка свободного падения и не очень скоростной спасательный катер. Еще есть два плотика.

Спасательные средства танкера: шлюпка свободного падения и не очень скоростной спасательный катер. Еще есть два плотика: один спускается, другой сбрасывается.

Если на баке были ручки, то на корме стали ножки, только без якорей и с теми же проблемами. Надо всем нависла платформа с кормовым манифольдом и парой больших катушек для шлангов, как бонусное приложение к роли бункеровщика (танкера заправщика). Кормовой манифольд давно не в ходу, зато под ним всегда есть тень, что так полезно на Карибах.
Машинное помещение соответствует размеру парохода, там есть где развернуться, побегать с ключами и ведерками, где масла разлить и шваброй поработать. Стараниями добрых инопланетян оно содержится в чистоте и порядке.

Продолжение скоро.

Поделись с друзьями!

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *