Мой первый Framo. Часть I. Типичный проект

Аскхольмен, есть такой садовый стул и даже есть остров, но речь не об этом. Это имя холодит, оно родом из-под северных сияний, топоним в кривом норвежском фьорде. Небольшой, если взять первую группу от 6-45 тыс. дедвейта, а не сравнивать только среди химовозов, но уже не пригодный к «мышиным норам» и близости к красивым городам танкер. 144 длинны, 23 ширины, 9 метров осадки дают 16500 тонн дедвейта полезным, но временами злым жидкостям.  Отсюда и выше каждый порт, как правило, отдалённая от приличных мест на расстояние такси промышленная жопа. Как обычно для танкера, даже если он с приставкой супер-, и если все условия позволяют, то фокус проектов в том, чтобы выдать на берег всё за сутки-полтора. Если все настроены работать, особо не разгуляешься.   

Типичный вид палубы небольшого oil/chemical танкера IMO II с Framo насосами. Где-то в Бискае.

Типичный вид палубы небольшого oil/chemical танкера IMO II с Framo насосами. Где-то в Бискае.

Построен в 2009 году на корейской верфи для перевозки нефтепродуктов и химии 2-3-го классов. За вложенный бюджет заказчик с верфи получил «бюджетный» выход во всем, надёжную как лопата и не блестящую рабочую лошадку. И все же, после архаичного китайца попасть на подобный танкер, было как пересесть с Жигулей в Old School 90’s BMW –далеко не последней модели, с чертовским пробегом, но все же иномарка.

Стандартная рабочая скорость 12-ти узлов выдаётся с двигателя Mitsui B&W на винт фиксированного шага, спасибо же корейцам за bow thruster, что приравнивает его манёвренность в акватории порта к неотвратимому удару кочергой. Открытые крылья мостика дают прочувствовать погоду без альтернатив. В грузу с надводным бортом в 3 метра со стороны он покажется низко посаженным, на палубе это испытываешь лично, взбодрившись как следует солёным спреем. Любой голодранец где-нибудь в зоне риска буквально протянет с лодки руку и можно поднимать тревогу. И даже если с главной палубы есть трапы на 2,5 метра выше на бак или палубу надстройки, все равно на якоре они залазят по цепи или забираются на корму крюками.

На баке локтями толкаться не приходится, есть место растянуть швартовы, можно найти безопасную позицию, а роульсы приемлемо направляют концы на барабан. Лебёдки двойные split drum типа, то есть у каждой есть по два барабана с отдельной секцией для укладки канатов и для их натяжения, работа с ними имеет ряд непростых нюансов. Для набивных свободных концов имеется 6 пар кнехтов, боцман, два матроса и штурман. В полубаке традиционно расположены малярная кладовая, различное такелажное снаряжение и боцманский хлам, запасные швартовы и прочие ископаемые предметы. Там же находится вентилятор системы дегазации танков, один для всех, портативные вентиляторы, моечные шланги. На самом дне расположен гидравлический привод и труба с давно обязательным для танкеров подобного типа подруливающим устройством, оно работает в общей с грузовой гидравлической системе (как и привода лебёдок, и брашпиль).

 В длину вложены 14 грузовых танков и два слоп-танка. Прямое назначение последних сбор моечной воды и грузовых остатков, но при желании и в них можно погрузится. Разработанная в Бергене грузовая система Framo pumping system, или просто Framo широко распространена на танкерах малого и среднего размера, и если прежде я имел спорное удовольствие на семитысячнике изучать систему линейного типа характерную большим танкерам over 100000, то попасть на Framo и более-менее научится с ней работать стало уверенным шагом куда-то в сторону.

Основная суть Framo – каждому танку личный насос и манифолд (труба по которой подаётся груз). Основное достоинство – возможность перевозки большого числа продуктов без смешивания, ведь каждый пойдёт отдельной линией. Случайно смешать груз — это попасть на крупную сумму. К тому же система даёт хорошие показатели перекачки, при должном уходе надёжная. Все насосы и гидравлические приводы смонтированы в колодце танка, а трубопроводы гидравлики, продувки, грузовой системы, электронное оборудование на палубе, отсюда рисков связанных с памповней нет, в финале качественная зачистка при выгрузке и другие мелочи за которые систему любят или нет.  

   Казалось, у танкера с линейной системой на палубе много труб. Я заблуждался в определениях. Вот где гораздо-гораздо, так что на миделе едва видно противоположный борт, так это у Framo. По сравнению с норвежским лесом, линейная – африканская саванна. Стоит забраться в скопление манифолда и проследить за происходящим вокруг трудновато.  

В трубах можно различить водную и пенную пожарные магистрали, поставляющую в танки азот систему инертного газа, кабель-трассы системы мониторинга (уровня, температуры, давления), замывочный трубопровод для стационарных машинок, бункеровочные манифолды (бункеровка – заправка судна топливом), газоотводную систему и газовыпускные колонки со скоростными прерывателями вакуума/давления, стояки мерных трубок, лючки большие и малые, и прочие детали для отбивания колен и головы.

Грузовая система состоит из общей линии (Common line) протянувшейся от бака к слоп-танкам и за надстройку к кормовому манифолду, и линий каждого танка. К Common line на миделе (средняя часть судна) отдельными трубами с секущими клапанами (кроссоверами) подсоединены все грузовые танки и слопы. Погрузку-выгрузку однотипного груза можно делать через общую трубу, и манипулируя секущими клапанами через них можно по очереди наполнять емкости или выдавливать груз в общую трубу. При перевозке разнотипного груза секущие клапана наглухо закрываются, операция производится через манифолд танка. Система гибкая, ещё есть фокусы с коленьями-переходниками, но это уже нюансы. 

В порту Фойнс, Ирландия.

В порту Фойнс, Ирландия.

 На миделе находятся манифолды – трубопроводы, выходящие на оба борта для подсоединения береговых грузовых устройств и шлангов. Количество труб равное числу танков, кроме них туда выведены бункеровочные и газоотводная линия (возвращает во время погрузки опасные газы-испарения на берег). На решетчатой платформе над большим поддоном для сбора протечек производят шланговку, или жёсткое соединение со стендером (подвижные трубы на шарнирах). Поблизости на подставках закреплён набор переходников, с их помощью можно выдумывать варианты связей манифолдов минуя Common line и соединяться с трубами другого диаметра.

Несмотря на размеры, места развернуться или что-то сложить на миделе катастрофически не хватает, все возможное давно занято бочками и канистрами с химией. Платформы вдоль манифолдов заставлять нельзя, как и узкие мостки у клапанов. Над манифолдами как тираннозавр в меловом периоде царствует гидравлический кран, единственная площадка вокруг него и есть простор для манёвра.
 
На миделе по оба борта есть две подсобные двухуровневые рубки. “Домики” компенсируют нехватку места в надстройке. Ширина шпангоутов на палубе оставляют место не карабкаясь пройтись вдоль борта. Для безопасного передвижения вдоль палубы служит мостик catwalk с отходящими к бортам трапами, на нем же есть две будки-укрытия на случай ядерной вспышки. Палуба выкрашена в выедающий глаза белый цвет, оставшийся в наследство от пищевого прошлого греков из Hellespont. В увечных местах из белизны вылезают и растут как метастазы потоки ржавчины. Больше для наглядности чем красоты на белом фоне каплями жёлтого, синего, красного выделены детали корпуса и оборудования.

Выходим из шотландского лох Лонг.

Выходим из шотландского лох Лонг.

    На корме особо не развернёшься, зато подальше от «помогающих швартовке» капитанских комментариев. Места меньше чем на баке, мусорная станция и хлам спрятаны в переходе между жилой и машинной надстройкой. В последней кроме трубы расположен пост пожарной охраны и защитного снаряжения, помещение с баллонами системы углекислотного тушения. С таким разделением выхлоп не перегревает и шумит в жилые помещения, а трап расположен в укромном месте. Из спасательных средств стандартный набор согласно правил SOLAS и флага.

Поделись с друзьями!

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *