По Панамскому каналу. Часть I. Ближе к Атлантике

В местах севернее Венесуэлы и Колумбии, мимо островов новоголландского рая, мы приближались к важнейшей транспортной артерии Западного полушария. В отличие от первой экскурсии к Панамскому каналу, в этот раз я расскажу как все происходит изнутри шлюза, канала, навигационного мостика.

Пройти проверки и согласования на рейде порта Кристобаль, взять топливо, свежую папайю и говённый мексиканский кофе. Что еще помимо кофе не забыли для форсирования Панамского канала!? Изучить план перехода. С первого взгляда путевая карта обещала «занимательную» навигацию с  тропическим болотом под боком среди островов озера Гатун и узкости Culebra Cut, что в деле совсем не страшно. За что спасибо лоцманам канала, изо дня в день воссоединяющим десятки теплоходов без потери репутации и здоровья с океанским судоходством.

Пересекающие Панамский перешеек суда поднимаются для преодоления Континентального раздела на 25 метров. За среднее время в  9 часов проходят извилистым  путем минимум 81,6 км по системе из трех шлюзов, нескольких искусственных озер и каналов. Сборы за проход составляют весомую часть дохода страны и, к примеру, мой работодатель отдал около 120 тыс. долл. за десятичасовое удовольствие. Затраты оправдывающие обход Южной Америки.

Шлюзы атлантической стороны «Gatun» состоят из трех пар камер,  средние «Pedro Miguel» из одной и «Miraflores» с тихоокеанской стороны  из двух пар. Это дает возможность пропускать транспорт в оба направления одновременно либо ускорить процесс в каком либо одном, что чаще всего используется на практике для безопасной навигации. По озеру Гатун возможно двигаться в оба направления. На сложных в плане навигации участках Gamboa и Culebra Cut движение одностороннее. Противоположный трафик ждет на внешнем рейде, или в непредвиденных обстоятельствах  на безопасном расстоянии в стороне. На видео ниже можно в ускоренном режиме познакомиться с рабочим днем шлюзов “Мирафлорес”.

Для автотранспорта на шлюзах «Gatun»  и «Miraflores»  работают разводные мосты. Как результат их непропускной способности с тихоокеанской стороны были построен Мост двух Америк, а возле «Pedro Miguel» для Панамериканского шоссе с 2004 года работает Мост  Столетия. В основе конструкции этого моста использованы две 180-ти метровых колонны, полотно поддерживается сетью стальных вантов. Такой набор среди холмистых джунглей красив сам собой и создает впечатление не бетонной «легкости».

Ранним утром теплоходы по очереди направились к шлюзам «Gatun». На борт помимо первого лоцмана должна подняться швартовная команда panama crew. По правилам Канала они работают на  баке и корме вместо родного экипажа, последний же совершенно не против. Около 16-20 человек заводят стальные тросы от тягачей-электровозов, несколько минут крепят или отдают буксирные концы. Филиппинцы поговаривали, что кроме этого панамцы спекулируют порно, ромом, сувенирами и за сущие копейки легкими вязаными гамаками. Последнее не помешало бы, но я не нашел.

Лоцман с крыла мостика отдавал команды, те по цепочке доходили на руль и машинный телеграф. Испанский радиоэфир разбавили ущербные фразы на английском с китайским и филиппинским акцентом. Временами прорывался женский штурманский голос, заставляя задуматься о красивом. Толпа туристов с обзорной башни над центральной парой камер от А до Я отщелкала процесс. Так на балкере проходят обычные маневры, так прошли три шлюзования.

На инерции  не без помощи буксиров приблизились к бетонному продолжению центральной шлюзовой перемычки и прокрутили задний ход. Все подождали пока два чувака на деревянной лодке подгребли с тросом-проводником к правому борту и передали его чувакам из panama crew. Те за проводник втащили на палубу стальной трос электровоза. Всё хорошенько закрепили и судно, подрабатывая машиной и последними усилиями буксиров, продвинулось вперед. Нужно завести к другим «мулам» аналогично  бак с левого борта и по обе стороны корму.

Эксклюзивные  локомотивы зовут «mule»,  в подражание животным служившим тягловой силой водного транспорта на реках и каналах. На экскурсионной территории среди аккуратных газонов туристам представлена выставка «мулов» работавших со дня открытия канала в 1914 г. Новые аппараты поставлены на рельсы Mitsubishi Corporation по 1,9 млн. долл. за штуку. На самом деле, основная задача локомотивов при проводке  судна не буксировка как можно было бы подумать, а центрирование в камере натяжением-ослаблением стальных тросов. Для перемещения внутри судно использует собственные двигатели.

P.S. Вторая часть Панамского рывка скоро.

Поделись с друзьями!

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *